Вопросы и Ответы (FAQ)

Ниже приводятся ответы на наиболее распространенные вопросы, задаваемые при принятии решения об открытии собственной лазертаговской арены (C) 2000-09 TRUTNEE.COM

  • Какой тип лазертага лучше?

    Извечный вопрос, задаваемый всяким, кто начинает задумываться об открытии собственной арены. В общих чертах на него можно ответить встречным вопросом: А что лучше - хоккей или фигурное катание? Как видно, однозначно ответить тут нельзя - несмотря на то, что и хоккей, и фигурное катание имеют в своей основе общие принципы - катание на коньках по льду, по сути своей они настолько различны, что вопрос о том, что лучше, однозначно выглядит неуместным. Это же верно и для вопроса о том, какой тип тэга лучше.

    Все типы лазертагов имеют лишь один общий принцип - поражение оппонентов пучком ИК-излучения (либо - в некоторых тэгах - непосредственно лазерным лучом), разительно отличаясь друг от друга по дальнейшим характеристикам. Поэтому, при выборе типа тэга, в первую очередь следует определиться, на каких клиентов и на какой режим работы он будет ориентирован. Если Вы планируете ориентироваться на постоянных клиентов, предпочитающих активный, на гране с силовым спортом, вид развлечения - Вам следует выбрать лазертаг типа, скажем абстрактно, "А"; если же на людей, мечтающих о воплощении в реальную жизнь того же компьютерного Unreal Tournament'a - тэг "Б". Если Вы ориентируетесь на приезжих клиентов (например, планируете открытие арены в курортном городе) - Вам подойдет тэг "В", насыщенный спецэффектами и представляющий собой аттракцион в чистом виде, а не разновидность спорта (в отличие от тэга "А"). Если же Вы рассчитываете на детей как на главных посетителей арены - ставьте тэг "Г", и, наоборот, - если на накачанных братков военизированного склада ума - тэг "Д". Если планируется установка лазертага на фиксированной арене - отлично подойдет тэг "Е", если же Вы хотите на лето переносить лазерные сражения на природу - нужен тэг "Ж". При этом, если есть желание имитировать при помощи лазертага именно конкретные образцы вооружений - подойдет исключительно тэг "З". Хотите устраивать грандиозные сражения на джипах или тракторах - приобретайте тэг "И". Хотите выкачивать из публики максимум денег и иметь лазертаг, который позволяет организовать игровой процесс по методу "нон-стоп" - устанавливайте тэг "К"! Или, может быть, хотите предложить принять участие в игре не только собственно самим игрокам, но и - при помощи интерактивных роботов с дистанционным управлением - посетителям, попивающим пиво в холле? Нет проблем - покупайте тэг системы "Л"! И т.д., и т.п.

    То есть, как видно из вышесказанного, для каждого конкретного случая лучшим будет какой-то определенный тип лазертага, при этом в другом случае этот же тип может не годиться вообще.

    СОВЕТ: Определитесь с тем, на кого (тип клиента) и на что (тип размещения и использования оборудования) Вы рассчитываете, и выбирайте тэг исходя из конкретных параметров, наиболее оптимальных для Вашего случая.

  • На какое количество игроков покупать оборудование?

    Минимального количества покупаемых жилетов фирмы-производители, обычно, не устанавливают. Хотите - берите хоть два. Но: общепризнанной нормой для большинства типов является комплект на 20 игроков. Именно это количество наиболее эффективно в разрезе затраты-прибыль.

    При уменьшении количества игроков, затраты на поддержание арены снижаются весьма незначительно, тогда как прибыль снижается прямо пропорционально количеству играющих. Увеличение же количества жилетов, хоть и позволяет обслуживать большее количество желающих, а затраты на поддержание арены увеличивает незначительно, влечет за собой, тем не менее, существенное увеличение изначальных затрат на покупку оборудования и строительство большего по размеру лабиринта.

    СОВЕТ: Оптимальное количество игровых жилетов должно просчитываться индивидуально в каждой конкретной ситуации; тем не менее, наиболее эффективным для большинства арен количеством по умолчанию считается 20 жилетов.

  • Во сколько мне обойдется открытие арены? Каковы таможенные пошлины на лазертаги?

    В среднем, для открытия нормальной арены (с учетом оборудования лабиринта) обычно требуется от $75.000 до $200.000. При этом, если брать оборудование б/у или регенерированное, затраты можно уменьшить и до $75.000, и, наоборот, если задаться целью открыть "сверхарену", их запросто можно довести и до $250.000 и выше.

    Что касается ставки таможенных пошлин при импорте, то в России она составляeт 10% от стоимости оборудования (Код оборудования по ТН ВЭД: группа 9508 [000000] - "аттракционы"), в Украине - от 20% (преференциальная) до 40% (Код оборудования по УКТ ЗЕД: группа 9508 [000000] - "каруселi, гойдалки, тири та iнше; атракциони"). При этом учитывайте необходимость уплаты ввозного НДС.

    Транспортировка лазертага особых проблем обычно не вызывает - в разобранном виде оборудование достаточно компактно.

  • Какую прибыль приносят лазертаги?

    Все зависит от эффективности менеджмента, рекламной политики и места расположения арены. В среднем же, по нашим данным, среднестатистическая прибыль (именно прибыль, уже за вычетом затрат и амортизации) обычно составляет минимум $1.500-6.000 в месяц. При этом мы не беремся утверждать, что она не может падать до отметки в $400 или, наоборот, повышаться до $30.000 и более - это напрямую зависит от каждого конкретного случая и обуславливается субъективными факторами конкретной арены. Кроме того, можно процитировать информацию от Восточно-Европейской Компании (дистрибьютора систем Q-Zar и Laser Blast в СНГ): "Правильный 40-ружейный комплект с правильной ареной и дополнительной инфраструктурой зарабатывает 30.000 - 40.000 долларов в месяц. А вторичный доход от него может быть еще таким же" (обращаем Ваше внимание на то, что в деле эксплуатации лазертага важен именно комплексный подход; это позволяет весьма существенно поднимать прибыль арены).

    Нормальным сроком окупаемости лазертаговской арены считается 1-1,5 года.

  • Стоит ли открывать арену в городе с небольшим населением?

    Вопрос почти риторический. Честно говоря, прибыль, которую будет приносить арена, будет зависеть не только от размера города (а, по некоторым аспектам, и не столько) сколько от эффективной маркетинговой политики ее администрации. Конечно, следует признать, что, очевидно, не стоит ожидать от арены, открытой в малом городе, прибылей, аналогичных в количественном исчислении получаемым на московских аренах (например), но, тем не менее, эти прибыли будут, и, учитывая разницу в масштабах цен на потребительские услуги/товары в больших городах и малых, возможно, что сравнительная эффективность такой арены даже превысит эффективность арены, расположенной в столичном мегаполисе. Ниже приводятся типовые аргументы "за" и "против" открытия арены в малом городе:

    Аргументы "ПРОТИВ": (1) малый размер города означает малые доходы населения, а лазертаг - удовольствие все-таки достаточно денежное; (2) лазертагами "пользуется" определенная прослойка населения (среднестатистического возраста 18-30 лет, имеющая (а) свободное время по вечерам, (б) неплохие доходы и (в) желание "поадреналиниться" и компенсировать в тэге недостаток физической активности на работе), при этом - чем меньше город, тем меньше количественный показатель этой прослойки.

    Аргументы "ЗА": (1) малый размер города вовсе не означает отсутствие денег у населения; при этом, в отличие, скажем, от больших столичных городов в малых, как правило, гораздо хуже с центрами развлечения (т.е., отсутствуют, например, ипподромы, боулинг, казино и т.д.) - т.е., населению практически негде "развлекаться", и в таком случае арена, по-видимому, "оттянет" на себя не только характерную для него прослойку населения, но и тех, кто иначе проводил бы свободное время в том-же боулинг-клубе или на ипподроме; (2) в малом городе у людей, как правило, больше свободного времени и его можно потратить именно на развлечения; (3) в малом городе легче и дешевле найти подходящее помещение (достаточно сильный финансовый плюс); при этом место его расположения не настолько важно, как в большом; (4) в малом городе существенно снижаются затраты на рекламу и "раскрутку" арены.

    Следует также учесть, что по рекомендациям западных идеологов лазертаговской индустрии, существует определенный уровень населенности, ниже которого, как считается открытие арены будет нерентабельным. Такой уровень населенности определен в 200.000 - 400.000 жителей. Подробнее о мнении менеджмента компании LaserTron по этому вопросу можно прочитать в статье "Проблема малого города".

  • Какое обслуживание требуется лазертагу при его эксплуатации? Как часто оборудование выходит из строя?

    Это зависит от режима игры и ее интенсивности, типа клиентов и самого тэга. В любом случае, если оборудование новое, в течение первого года эксплуатации проблем, обычно, не возникает (исключая мелкие типа расфокусировки линзы эмиттера вследствие удара бластера, обрыва провода или замены порванных игроками ремней крепления жилета). Через год эксплуатации необходимо будет заменить аккумуляторные батареи жилетов (бластеров). На втором году обычно же начинают появляться единичные случаи более серьезных проблем типа отказа микросхемы. Серьезное техническое обслуживание лазертаги обычно начинают требовать на 3-4 году эксплуатации, при этом после 4-х лет могут появиться проблемы из разряда труднорешаемых, требующие серьезных капиталовложений.

    Опять же, разные системы тэгов в этом аспекте выглядят по-разному. Типовая гарантия производителя обычно составляет от 0,5 года до 5 лет.

  • Какой должна быть площадь лабиринта?

    Это зависит от типа тэга; так, американская Intersphere Lasergames, Inc. (производитель оборудования Lazer-X) предлагает следующие стандарты необходимой площади лабиринта: для 10-ружейной системы - от 140 до 185 кв.м, для 20-ружейной - от 278 до 372 кв.м, для 30-ружейной - от 418 до 557 кв.м (цифры неокруглены после перевода из футового измерения). Вообще же, для 20-ти ружейной системы наиболее оптимальной считается площадь от 300 до 400 кв.м.

  • На что обратить внимание при покупке лабиринта? Можно ли его собрать самому?

    Это зависит от типа лазертага. Если системе по сценарию игр прямо не требуются какие-то специальные эффекты и установки, а Вы рассчитываете на игроков-постоянных клиентов с тенденцией рассматривать лазерный бой как вид спорта - вполне подойдет минимальный комплект (стандартные перегородки, в случае необходимости - "базы" или их аналоги, пара дымомашин и саунд-система). Если же Вы хотите получить именно аттракцион, способный поразить воображение посетителей - раскошеливайтесь на дополнительные спецэффекты (типа интерактивных роботов, "мин", потолочных молний и т.д.).

    Что касается сборки фабричного лабиринта, то она не настолько сложна, как этим запугивают производители, навязывая покупателям свои услуги по инсталляции оборудования и обучению персонала (естественно, за отдельную плату). Для самостоятельной сборки обычно вполне достаточно нескольких грамотных электриков и техников. При сборке лабиринта обратите особое внимание на то, чтобы он был безопасным - т.е., исключите торчащие из стен перегородок гвозди, скользкий пол и хрупкие конструкции, т.к. это может привести к серьезным травмам игроков. Также не рекомендуется размещение на арене заведомо горючих материалов (короткое замыкание - редкость, но курящие игроки в лабиринте встречаются, увы, частенько).

    Что касается возможности самостоятельного создания лабиринта, то она считается вполне реальной. Такой вариант обойдется Вам от $10.000. Качество же его в этом случае будет напрямую зависеть от Вас самих. Мы же все-таки рекомендуем брать фабричный - пусть дороже, но забот у Вас будет гораздо меньше, да и качество гарантируется.

    СОВЕТ: Таким образом, обычно рекомендуется покупать лабиринт с минимально требуемым количеством опций и спецэффектов.