Q-Zar - История брэнда

Краткая история брэнда Q-Zar (Quasar) и смежных торговых марок

(С) 2008 TRUTNEE.COM. При использовании материалов данного раздела, ссылка на Портал TRUTNEE обязательна

:: Любимый лазертаг Землян * ::

Система Q-Zar была создана Джиофом Хазельхерстом (Geoff Haselhurst) в 1987 в Перте (Австралия), после чего была продана ирландской компании Leisure Corp. (интересно, что одним из основных инвесторов Leisure Corp. была рок-группа U-2) и названа Quasar (это название используется и по сей день в Великобритании и Ирландии). В связи с некоторыми осложнениями, возникшими при попытке зарегистрировать наименование Quasar в других странах, на международный рынок компания вышла уже с торговой маркой Q-Zar.

В 1993 году, в связи с расширением рынка сбыта, компания переезжает в Даллас (Техас, США; при этом, производственная база остается в Дублине, Ирландия). Основателями американского отделения, изначально действовавшего на правах франшизы, являлись Том Батлер (Tom Butler) и Айвано Кафолла (Ivano Cafolla), затем к ним добавились Джон Кук (John Cooke), Вэйн Морган (Wayne Morgan) и Даррен Берк (Darren Burke). Благодаря усилиям этой команды, вскоре общее количество арен в США, Канаде, Южной Америке и Азии возросло до 275.

В 1995 Батлер добивается признания американского подразделения (Q-Zar USA, Inc.) Головной компанией, получая все права на марку Q-Zar и производственные мощности в Дублине (Ирландия) в свое подчинение. В этом же году начинаются разработки принципиально нового оборудования, идущие сразу по четырем направлениям (Q-6, IQ, Q-Kidz).

В 1996 компания вступает в NASDAQ и размещает акции на бирже в Торонто (публичное акционирование).

В 90-х годах Q-Zar USA, Inc. вступает в партнерские отношения с компаниями CEC Entertainment (Chuck E. Cheese), Sega Japan, Namco и Brunswick.

К 1996 году арены Q-Zar были открыты уже в 52 странах мира (общее количество арен достигло 400), а на Олимпийских Играх в Атланте (1996) Q-Zar USA, Inc. был назначен официальным поставщиком развлекательного оборудования для олимпийской деревни. Именно последнее и явилось первым шагом на пути к банкротству компании: выложив за право являться эксклюзивным «поставщиком развлечений» на Олимпиаде более 2 млн. долларов США, Батлер не получил того рекламного эффекта, на который рассчитывал – из-за внезапного изменения в планах строительства олимпийской деревни, арена была перенесена в зону, закрытую для журналистов (вместо того, чтобы, как планировалось ранее, оказаться в т.н. «Международной зоне»). В связи с этим, Q-Zar USA, Inc. подает судебный иск против Олимпийского комитета, который, однако, не увенчался успехом и, после почти 1 млн. долларов дополнительных судебных издержек, был отозван в 1997 году.

Продажи оборудования неизменно возрастали (так, во второй половине 1995 чистый доход компании составил 1,8 млн. долларов США, а в в первой половине 1996 – уже 4,4 млн. + 0,19 млн. в качестве дохода от акций), и в конце 90-х руководство компании инвестирует значительную часть прибыли в производство и разработку принципиально новых систем. В связи с перераспределением бюджета с маркетинговых затрат на производственные, на складах начинают скапливаться не распроданные запасы оборудования, продать которое становится все труднее. Резкое падение оборота приводит к возникновению серьезных финансовых проблем, а требование одного из далласких кредиторов – Ханта (Hunt) – вернуть 12 млн. долларов США заставляет компанию прибегнуть к предусмотренной американским законодательством превентивной процедуре защиты от банкротства. При проведении аудиторской проверки в рамках указанной процедуры всплывают некоторые финансовые несоответствия, включающие подозрения в уклонении от налогов и использовании неучтенных наличных средств. К расследованию подключаются ФБР и Интерпол; допрашиваются все руководящие сотрудники компании, а глава компании Батлер объявляется в международный розыск (справедливости ради стоит отметить, что впоследствии все обвинения были сняты).

В 1997 Q-Zar USA, Inc. официально объявляется банкротом; после чего инициативной группой из бывших сотрудников компании создается Advanced Entertainment Concepts Inc. (AECI) – консорциум, приобретающий оставшиеся активы Q-Zar USA, Inc. на сумму в почти 5 млн. долларов США. AECI пытается предъявить права на франшизовые выплаты открытых арен, которые должны были выплачиваться в пользу Q-Zar USA, Inc. Большая часть владельцев арен отказывается платить, но в собственности AECI находятся авторизационные коды, необходимые для функционирования программного обеспечения, что заставляет операторов идти на уступки. Поступающие финансы позволяют консолидировать наследие Q-Zar и руководители новой компании - Вэйн Морган (Wayne Morgan), Фергал Фокс (Fergal Fox) и Мэттью Арден (Matthew Arden) - бывшие сотрудники Q-Zar, вместе с внешним инвестором Кевином Краудером (Kevin Crowder) планируют возродить былую мощь компании. Однако, этим планам не суждено было сбыться – бывший кредитор Хант, ранее уже отсудивший 12 млн. долларов у Q-Zar USA, Inc., но, по условиям санации все еще имеющий право голоса и в новой компании, блокирует все попытки возрождения Q-Zar.

В это же время, открытые ранее арены в Великобритании и Ирландии, продолжают поддерживаться Quasar UK и новосозданной компанией Meno Electonics (представившей собственный – доработанный – вариант оборудования под торговой маркой Q-2000).

В 1998 году Билл Лоу (Will Low) приобретает часть активов Q-Zar, создавая новую компанию Q-Zar World Wide. Моментально возникает спор о том, кому принадлежит право интеллектуальной собственности – у Билла Лоу его оспаривает компания Jarvis Entertainment, один из бывших инвесторов Q-Zar USA, Inc.

Активы, оставшиеся у Билла Лоу (включая комплекты оборудования версии Q-Kidz), выкупаются калифорнийской компанией Laser Light Entertainment Inc. В 2003 году активы Q-zar, перешедшие к Jarvis Entertainment (всего около 1000 индивидуальных игровых комплектов), выкупаются Роблесом и Фостером (JR Robles и Tim Foster), которые создают новую компанию – Q-Zar Systems (USA). Обе компании занимаются сервисной поддержкой арен, оборудованных системой Q-Zar, а также продажей оборудования.

В 2005 году на базе британского Quasar UK создается Quasar Manufacturing Ltd., представляющая новую версию оборудования – Quasar Elite.

В 2009 году после продолжительного юридического процесса, Laser Light Entertainment Inc. официально объявляет о покупке прав интеллектуальной собственности на марку (брэнд) Q-Zar и соответствующий логотип (регистрация USPTO - от 08.01.2008). Одновременно с приобретением брэнда, компания вступает в переговоры со специализированными фирмами по вопросу возможной модернизации оборудования.


:: Индивидуальный комплект игрока (ИКИ) ::

Всего существовало пять серийных модификаций жилетов Q-Zar/Quasar: Q-5 (1986), Q-2 (1987), Q-3 (1989), Q-4 (1990), Q-5 (1993), а также несколько спецмодификаций, не запущенных в производство (см. ниже).

Изначально, жилет представлял собой модульную конструкцию с ременными креплениями и металлическими вставками на груди и спине, на которых, в свою очередь, крепились сенсоры (датчики) поражения. Помимо датчиков поражения, в блоке заднего сенсора располагалась аккумуляторная батарея, в блоке переднего – чип и динамик. Бластер был небольшого размера (одноручный) и состоял из нескольких частей.

Следующей модификацией явился вариант Mark IIIB, в котором большая часть электронных компонентов была перенесена в увеличенный по размерам и весу бластер, рассчитанный на удержание двумя руками. В бластер также были перенесены динамик, чип, аккумуляторная батарея; также был впервые добавлен информационный ЖКИ-дисплей. В сенсорных блоках жилета остались только непосредственно датчики поражения. Принципиальная конструкция модульного жилета с ременными креплениями была сохранена.

Перед выходом на международный рынок под маркой Q-Zar, ИКИ был снова изменен. Форма бластера была сохранена, но материал корпуса был заменен на более легкий пластик, что позволило добиться существенного снижения веса. Также был изменен и дизайн жилета – на смену старому пришел пластиковый цветной жилет, стилизованный под «броню», с защитными плечевыми накладками. Этот дизайн ИКИ и получил наибольшее распространение в мире (и именно одна из версий этой модификации, а именно - Q-5, известна на российском рынке).

Позже, были разработаны еще три модификации, представлявшие собой новое поколение системы Q-Zar. Однако, ни одна из этих модификаций так и не была запущена в серийное производство:

- первая – (т.н. версия Q-6, 1994 г.), не пошла «в серию» по причине отказа компании в выкупе разработки (разработчик прототипа – техасская Heads Up Technologies – запросила за свою работу 2 млн. долл. США, на что получила отказ, а впоследствии представила разработанное оборудование под собственной торговой маркой LaserTrek),

- вторая – т.н. Q-Kidz System, рассчитанная на использование детьми (единственная арена была открыта в UA Plaza в Далласе, Техас, и явилась полностью убыточной),

- третья, самая поздняя и масштабная (т.н. Q-Zar IQ), была свернута по причине банкротства и закрытия компании. По сообщениям очевидцев, система Q-Zar IQ, впервые представленная в 1995 году на международной выставке IAAPA в Новом Орлеане (и, кстати, удостоенная на этой выставке титула «Лучший продукт»), хотя и имела значительный успех в момент ее презентации, характеризовалась значительным количеством программных проблем. При этом, Q-Zar IQ был уже радиофицированной системой и с программным обеспечением, работавшим под ОС Windows (а не DOS, как раньше). Единственная арена, оснащенная этой версией оборудования, функционировала в олимпийской деревне во время Олимпийских игр 1996 г. в Атланте (США).

В запущенной в производство версии Q-2000 от Meno Electronics были сделаны попытки избежать некоторых проблем, характерных для «классического» Q-Zar (в основном, на программном уровне), которые, однако, нельзя назвать слишком уж удачными. Тем не менее, эти модификации позволили классифицировать Q-2000 как новый образец оборудования «Q-Семейства». Первые выпуски оборудования Q-2000 по внешнему виду практически не отличались от ИКИ Q-Zar, за исключением измененного логотипа – вместо стилизованной буквы “Q” на них использовался «фирменный» знак Meno - стилизованный значок радиоактивности. Впоследствии, внешний вид бластера и жилета был слегка доработан; в материале жилета стал применяться более легкий (но и более тонкий и подверженный повреждениям) пластик.

Запущенное в производство компанией Quasar Manufacturing Ltd., оборудование Quasar Elite представляет собой еще более глубокий апгрейд системы Q-Zar. При этом, основные усилия разработчиков были направлены, в первую очередь, на повышение надежности нового оборудования и легкости его обслуживания. Незначительно изменился дизайн бластера и был полностью переделан дизайн жилета (кардинально изменена его форма, заменены эластичные ремни, изменены цвета – так, вместо «классического» зеленого был введен синий). Изначально, пластик жилетов (сам материал) был аналогичным применяемому в системе Q-2000; затем его прочность была повышена.

Примерно в это же время, Q-Zar Systems (USA) объявила о разработке нового программного обеспечения, работавшего под ОС Windows, и о выпуске его бета-версии. Планировалось, что новое обеспечение будет лицензионным (платным) и сможет по желанию оператора арены заменить старое, рассчитанное под DOS. Также было объявлено о разработке дополнительных плечевых сенсоров (датчиков поражения). Однако, ни новое программное обеспечение, ни плечевые датчики в продажу не поступили и по сей день.

* "Любимый лазертаг землян" - маркетинговый слоган Q-Zar USA, Inc.