:: Командная стратегия ::
На настоящий момент мы готовы выделить два стратегических направления, в русле которых достигается преимущество при игре равных по силе команд: контроль над полем и синхронность действий. Тактические рекомендации или следствия из этих направлений будут в значительной степени перекликаться с советами предыдущего раздела, но здесь они будут сформулированы более строго, упорядочены и рассмотрены в общестратегическом аспекте.
:: Контроль над полем ::
Контроль над полем заключается во владении большей (по отношению к противнику) территорией игрового зала, складывающейся из областей, просматриваемых и простреливаемых всеми игроками команды. Чем такое пространство обширней, тем сильнее развязаны руки и в направлении атаки, и в возможности перемещений. Преимущество в площади это, на наш взгляд, возможность для проявленя любой инициативы: перестроения, оттеснения чужих игроков к стенкам, нарушения их взаимодействия, вскрытия защитных построений и т.п. Объективно, владея пространством, вам надо отслеживать меньше направлений. Скученность ведет к уязвимости рядов противника: кроме удобства стрельбы по множеству мишеней, как только вы выбиваете игрока (которому, кстати говоря, уже некуда деться), можно короткой перебежкой атаковать остальных защитников, тратя меньше времени на сближение из 6 призовых секунд.
Техника борьбы за пространство:
- Поражая игрока противника, необходимо по возможности занимать открывающееся место на поле и атаковать других ставших уязвимыми игроков (не видящих вас, стоящих спиной или боком). Атаковать не приближаясь, из максимально закрытой позиции. Таким образом, ломается линия защиты, а иногда и атаки, и захватывается новое пространство. Дополнительно вы резко отвлекаете внимание противника на себя, и ему приходится защищаться одновременно с нескольких сторон.
- Подстреленного игрока противника необходимо заставлять убегать и прятаться (не нарушая джентльменских правил), решительно сгоняя с выгодных, на ваш взгляд, позиций.
- При перемещении на поле вы должны занимать пустующее место, а не жаться к своим игрокам. Исключение составляет непосредственное прикрытие, но даже в этом случае, необходима дистанция и раздельное движение. Если один игрок бежит впереди, лучше немного подотстать и прикрыть его сзади и сбоку. Оправданное исключение - возможность вдвоем проскочить на чужую базу и укрепиться там.
- Выбирать место для засады необходимо таким образом, чтобы быть эффективным. Если игры вокруг вас нет, то один точный выстрел за минуту сидения, конечно, принесет вам и вашей команде очки, но остальным это время придется играть в меньшинстве. Здесь существует тонкость. Если команда владеет инициативой, то из засады должен простреливаться как можно больший участок поля, если наоборот - вы, сидя в засаде, должны быть максимально защищены и отслеживаемый вами участок поля может быть небольшим, но надежно прикрытым. Последнее относится к базе, так как, не владея инициативой, вы, наверняка, окажитесь прижаты к ней и сконцентрированы на ее защите.
- Чем более выгодная позиция занята вами, чем более неудобна она для противника, или чем больше неприятностей может создать противник, заняв ее, тем надежнее необходимо сыграть, не давая подстрелить себя, даже в ущерб собственной результативности. Будучи подстреленным, необходимо отступить ровно настолько, чтобы безопасно ожить и попытаться вернуть себе утраченную позицию.
- Несмотря на рекламу рассеянной расстановки, позволяющей контролировать большее пространство, в защите зачастую выгодны и компактные построения, когда игроки образуют треугольник или четырехугольник перед базой, защищая ее и друг друга. При этом один или двое выбирают позицию спиной к атакующим под защитой угловых перегородок.
:: Синхронность действий ::
Второй залог успеха команды - синхронность действий. Набегая по одному и в разнобой, трудно создать реальную угрозу противнику. Одновременная, сравнительно медленная атака несколькими игроками сразу гораздо эффективнее нескольких быстрых, но хаотичных набегов. Кроме того, постоянно передвигаясь по полю, игроки меняют конфигурацию контролируемого пространства, и необходимо грамотно поддерживать их перемещения, заполняя пустоты или организовывая давление на атакуемую точку с различных направлений.
Следствия:
- Видя, что кто-то из вашей команды перемещается, и вы можете разумно его поддержать, не подставляя себя и не оголяя контролируемое пространство, начинайте перемещаться тоже. Преследовать при этом можно две цели: атаковать ту же точку с другой стороны или незаметно выдвинуться вперед, пока внимание противника отвлечено. При этом вы не должны оказываться со своим партнером на одной линии огня. Если неудобно или опасно поддержать рывок движением, поддержите его стрельбой.
- Если кто-то их своих, мигая желтым, оказывается в вашем поле видимости - постарайтесь подловить или задержать бегущего следом противника.
- В защите синхронность действий должна проявляться наоборот. Если кто-то или, особенно, несколько игроков побежали разбираться с проникшими на базу, внимательно оглядитесь и, если необходимо, спрячьтесь и прикройте их бок и спину от набегающих игроков противника. Потеря базы не так страшна, как куча подстреленных защитников, мечущихся рядом с ней и убиваемых со всех сторон.
:: Фиксированная расстановка ::
Расстановки игроков с четко очерченными зонами ответственности в Q-Zar труднодостижимы. У нас они не срабатывали ни разу, но мы и не особенно рвались их пробовать. Можно выделить две группы причин, заставивших нас приостановить разработки в этом направлении: объективная неэффективность и трудность поддержания фиксированной расстановки.
Объективная неэффективность продиктована, прежде всего, невозможностью надежно укрепиться где-либо на поле. Противник может появиться с любой стороны и в любом количестве, ломая изящные домашние заготовки. При чем предписанные вам передвижение и позиция по штатному расписанию могут оказаться абсолютно неадекватны сложившейся ситуаций. Необходимость быстро и эффективно реагировать входит в прямое противоречие с детализированным требованием играть какую-либо роль на поле.
Трудность поддержания фиксированных связей между игроками ярко проявляется даже при игре парами. Часто оказывается крайне затруднительно восстановить взаимодействие с конкретным игроком после того, как его подстрелят. Что делает подстреленный игрок? Он на шесть секунд выбывает из игры и старается спрятаться. Защищать его, все время держась рядом, значит отдавать пространство и инициативу противнику. В атаке вы вообще не можете на это отвлечься - отступить или остановиться зачастую еще опаснее, чем продолжить движение вперед. Но стоит выделить даже не потери времени или отданную инициативу в угоду восстановления пар, а невозможность наблюдать за своими партнерами более чем краем глаза. Игра динамична, и свой игрок - это жилет с лампочками знакомого цвета. Вы не можете позволить себе рассматривать его внимательно, потому что должны быть сконцентрированы на противнике и только на нем. Даже узнав вдалеке своего напарника, часто не имеет смысла бежать к нему для воссоединения. Во-первых, убьют еще по дороге. Во-вторых, вы выпадете на это время из игры. В-третьих, еще и вашему партнеру придется отвлекаться на вас. Мораль проста: в игре необходимо ориентироваться на ближайшего к себе игрока, кем бы он ни был. Где бы вы не оказались, необходимо искать выгодное положение на поле, заняв которое, можно оказать максимальную помощь защите или нападению, взаимодействуя с игроками, находящимися в данный момент рядом.
Как ни странно, на практике положительный опыт принесло не деление на линию атаки и линию защиты, а деление на фланги. За счет такого деления достигается относительная сбалансированность размещения команды на поле. В простейшем случае половина игроков играет на левом фланге, половина на правом, и любой желающий может перемещаться в центр. Взаимодействие в атаке и защите по принципу "смотри на соседей".
:: Защита базы ::
Закономерен вопрос: почему в разделе тактики такое малое внимание уделено базе, казалось бы - главной цели игры? Все просто. База - не такая уж и привлекательная цель. По очкам она равна всего лишь трем безответным попаданиям в игроков. Получив преимущество на поле, базу вы возьмете и так. И, наконец, отметим, что база интересна даже не тем, что за нее дается 10 очков, а тем, что игроки противника толпой кидаются ее спасать, чем и надо пользоваться :). Собственная, воющая база - это сигнал не торопиться, а за 30 сек. восстановить устойчивую оборону, попутно аккуратно отстреливая и выгоняя тех, кто планирует переждать это время на вашей территории. Конечно, применяются и стратегии немедленной ответной атаки, но иногда выгоднее подлавливать возвращающегося в оборону противника и занимать ключевые места на поле, чем бороться за взятие его базы.
Хочется сразу предупредить: в сражениях разных по классу команд командная игра отрабатывается плохо. Более сильная команда немедленно овладевает полем, не прикладывая к этому особых усилий, а слабая не может наладить взаимодействие, потому что ее живые игроки все время в меньшинстве и вынуждены сражаться сами за себя, а не за команду.